Воскресенье, 19.05.2024, 22:18
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Кардиология-Алтай
Гиппократ

На греческом острове Кос в 460 году до нашего летоисчисления родился Гиппократ, величайший врач античного мира. Книги, написанные его учениками, собранные в так называемый "Гиппократов сборник", стали источником медицинских знаний на протяжении многих столетий, вплоть до периода средних веков. Гиппократ происходил из семьи, члены которой из поколения в поколение занимались искусством врачевания. Еще будучи двадцатилетним юношей Гиппократ уже пользовался славой превосходного врача. Именно в этом возрасте Гиппократ получил посвящение в жрецы, что было необходимо тогда для врача, и выехал в Египет для пополнения знаний и усовершенствования в искусстве. Через несколько лет вернулся на родной остров, долгие годы занимался там врачебной практикой и основал свою медицинскую школу. Когда в столице Греции возникла эпидемия, Гиппократ был вызван в Афины и некоторое время жил там. К концу жизни переехал в Фесалию, где и умер, по-видимому, в 377 году до н. э. Долгие годы его могила была местом паломничества. Легенда гласит, что водившиеся там дикие пчелы давали мед, обладавший целительными свойствами. Подобно всем врачам древности, Гиппократ занимался в основном практической медициной. Он утверждал, что широко применявшиеся в его время заклинания и заговоры, молитвы и жертвы, приносимые богам, не достаточны для определения и лечения болезней. Гиппократ рекомендовал тщательное обследование пациента, указал на необходимость обращать внимание на его позицию во время сна, частоту пульса и температуру тела. Придавал большое значение месту, где больной чувствовал боли и их силе, появлению лихорадочной дрожи. По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента по одному внешнему виду. Заострившийся нос, впалые щеки, слипшиеся губы и землистый цвет лица свидетельствуют о близкой смерти больного. Еще и теперь такая картина определяется как "Гиппократово лицо". Гиппократ лечил пациентов целебными травами, которых знал свыше двухсот. Возражал против применения сразу многих лекарств, и провозглашал повсеместно теперь применяемый в медицине принцип, что врач прежде всего обязан не вредить больному —nоn nосеге. Гиппократ был сторонником пребывания больных на свежем воздухе, купанья, массажа и занятий гимнастикой. Гиппократ придавал большое значение лечебной диете. Труды Гиппократа свидетельствуют о его хорошем знании анатомии и о его успешных занятиях по теории медицины. По мнению Гиппократа жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. В человеческом организме взаимодействуют четыре жидкости: кровь, по латыни — sanguis желтая желчь — по гречески chole слизь — и черная желчь — melanos. В организме человека эти жидкости находятся в определенном количественном соотношении, нарушение которого приводит к расстройству психической деятельности. Таким образом, возникло деление на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Для поддержания жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий снаружи и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ называл Природой.

Клятва Гиппократа

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и безо всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Пян Чиао

В Китае, приблизительно в пятом веке до нашей эры, жил первый, получивший признание и известность, врач и ученый Пян Чиао, настоящая фамилия которого была Чжин Южен. Пян Чиао с детства стал интересоваться медициной, проявил в этом деле большие способности и стал знаменитым врачом. Этот китайский врач был великолепным диагностиком. Он говорил, что: „распознание болезни по внешнему виду — это — искра божия, выслушиванием — необыкновенное мастерство, с помощью вопросов (анамнез) — ловкость, а по исследованию пульса — искусство". Считают, что распознавание болезни на основании исследования частоты пульса открыл именно Пян Чиао. Метод этот до сих пор остается важным средством диагностики болезней. Способ нащупывания пульса, применявшийся Пян Чиао, был доведен до совершенства китайскими врачами и многие столетия лежал в основе диагностики. Пян Чиао лечил в основном травами. В случае надобности не отказывался от хирургических методов борьбы с болезнью. Легенда гласит, что Пян Чиао оперировал безболезненно, подавая пациенту специальную настойку, рецепт которой до нас не дошел. Кроме того, он одним из первых стал применять акупунктуру (то есть накалывание). Это весьма распространенный в Китае метод лечения, который заключается в том, что врач накалывает длинными металлическими иглами тело пациента в определенных местах, причем пациент не чувствует боли. Древнее китайское предание гласит, что некогда один человек страдал сильными головными болями и никакое средство ему не помогало. Так продолжалось до тех пор, пока этот человек не поранил до крови ногу, наступив на острый камень. Головные боли прошли, их как рукой сняло. С тех пор головные боли стали лечить ранами ног, наносимыми острыми камнями. Легендарный китайский повелитель Фуси, вместо этого применил накалывание ноги каменной иглой. Позднее люди убедились, что накалывание помогает и от других болезней. Каменные иглы были заменены металлическими и в конце концов, в Китае усилиями многих ученых возникла наука об иглолечении. На теле человека найдены 693 точки, в которых — в зависимости от вида болезни и места болевых ощущений — производится накалывание. Пян Чиао отличался даром предвидения исхода болезни. Он насчитывает шесть причин, которые препятствуют лечению, и, если их не устранить, приводят к печальному исходу болезни. Вот эти причины: неурегулированный образ жизни, погоня за деньгами, неправильное питание и одежда, слабость делающая невозможным принятие лекарств и — что в особенности достойно внимания — пользование услугами жрецов тогда, когда необходима помощь врача. Пян Чиао по преданию написал две книги: о внутренних болезнях и о хирургии, но ни одна из них не сохранилась. Его считают автором книги „Нейцин", то есть „Ответы на трудные вопросы", но книга эта по всей вероятности написана учениками Пян Чиао. В этой книге даются, в частности, подробные указания по исследованию пульса больного и по применению накалывания. Пян Чиао обладал огромными знаниями и одновременно, в повседневной жизни, был весьма скромным и непритязательным человеком. Большую часть жизни провел в непрерывных путешествиях по стране, помогая больным избавляться от недугов. Где бы ни появился Пян Чиао, его встречали с уважением и радостью. Это обстоятельство вызвало к нему неприязнь со стороны некоторых лекарей, которые подослали наемных убийц, чтобы устранить опасного конкурента. Пян Чиао сделал много для процветания своего народа и отечественной медицины. Поэтому в Китае его имя пользуется огромным почетом. В провинции Хубей, откуда родом Пян Чиао, у подножия горы Чиао построен храм, посвященный великому врачу.
 
Гален
 
Известный всему миру римский врач Гален родился в 130 году нашего летоисчисления в блестящем городе Пергаме, в Малой Азии. Гален был сыном всесторонне образованного архитектора. Учился сначала в философской школе в родном городе, но через несколько лет переехал в Смирну и там стал изучать медицину под руководством знаменитого врача Пелона. Этот учитель Галена считал, что образование не может ограничиваться только лишь приобретением практических навыков, и Гален по совету Пелона выехал в Александрию, которая в те времена была средоточием науки и культуры, чтобы изучить произведения Гиппократа и ознакомиться с анатомией В Александрии Гален полностью овладел искусством медицины, вернулся в Пергам и стал врачом гладиаторов. Ныне мы сказали бы, что он стал спортивным врачом. Через несколько лет Гален переехал в Рим, и здесь началась его успешная карьера врача, здесь он завоевал славу и всеобщее уважение, и — что из этого следует — стал богатым человеком. Однако, находясь у вершины славы. Гален, по неизвестной причине вдруг продал все имущество, вернулся в родной Пергам и снова принялся за перевязки ран, полученных гладиаторами во время игрищ. Император Марк Аврелий уже через два года вызвал Галена в свой военный лагерь в городе Аквилее на берегу Адриатического моря. Вместе с римскими войсками Гален вернулся в Рим, снова поселился там, и вскоре полностью вернул себе бы­лую славу, которую римляне уже стали забывать. В Риме Гален написал несколько трактатов, посвященных медицине. Однако большинство его рукописей погибло во время пожара храма Мира, бывшего чем-то вроде сокровищницы, где военачальники хранили трофеи, богачи — драгоценности, а Гален — рукописи. К старости Гален вернулся в Пергам, чтобы в тишине и спокойствии продолжать работу над трактатами по медицине. Умер Гален в 200 году н.э. Гален оставил после своей смерти огромное научное наследие, увековечившее его имя в истории медицины. Научные воззрения Галена господствовали в мире в течение четырнадцати веков, вплоть до появления на арене медицинских знаний создателя современной анатомии Андрея Везалия. Гален дал описание многих подробностей строения человеческого тела, дал названия многим костям, суставам и мускулам, сохранившиеся в медицине до сегодня. Подробно и в общем верно описал нервную систему человека, указав, в частности, на зрительный нерв и правильно установил, что нерв этот переходит в сетчатку глаза. Гален много писал о функциях отдельных органов, но его взгляды на кровообращение, пищеварительную и дыхательную систему были ошибочны. Гален много внимания посвятил гипотетической „пневме", которая будто бы проникает всю материю и ожив­ляет организм человека. В своих трудах Гален отводит много места практической медицине. Он дал описание болезней большого числа органов человеческого тела, подробно описал глазные болезни, дал ряд практических советов по лечебной гимнастике, учил как надо прикладывать компрессы, ставить пиявки, оперировать раны. Привел ряд рецептов на порошки, мази, настойки, вытяжки и пилюли. Его рецепты — хотя в несколько измененном виде — применяются до сих пор и носят название „галеновых препаратов", то есть таких, которые приготовляются непосредственно в аптеках, в отличие от лекарств, выпускаемых фабричными методами на предприятиях фармацевтической промышленноти. В частности, никто иной, как Гален разработал рецептуру, употребляемого до сих пор косметического средства „кольдкрема", который состоит из эфирного масла, воска и розовой воды.
 
Рази
 
Самый выдающийся врач мусульманского мира Рази, латинизированное имя Разес, полное — Рази, Абу-Бекр Мухаммед бен-Закария, родился в 850 году н.э. в городе Рее в Персии. Сначала занимался философией, потом стал знаменит игрой на цитре. Однако настоящим его призванием оказалась только медицина, учиться которой начал в тридцатилетнем возрасте у придворного врача калифа Багдада, Али ибн Раббана, автора значительного труда по теории медицины, носящего на­звание „Рай знаний" и пользовавшегося на Востоке большой популярностью. Рази быстро догнал и даже превзошел своего учителя. Накопив большой запас теоретических знаний, Рази стал постоянным посетителем больниц, где вел длительные дискуссии с „аптекарями", которые в те времена не только изготовляли лекарства, но и ухаживали за больными. Вскоре Рази воспользовался накопленным опытом и стал главным врачом в больнице родного города. Достигнув известности, Рази организовал обучение молодых людей искусству лечения болезней, которое по методике не так уж сильно отличалось от современного. Вокруг Рази образовалась группа последователей, которые в свою очередь имели своих учеников. Эти последние, под надзором старших коллег непосредственно ухаживали за больными. Самого Рази вызывали только в очень тяжелых случаях и он учил своих помощников тому, как установить причину заболевания пациента и как нужно его лечить. Спустя несколько лет Рази был назначен главным врачом крупной больницы и Багдаде, которую, впрочем, сам организовал и даже сам выбрал место строительства. Желая выбрать самое здоровое место, Рази во многих районах города развесил куски мяса и выбрал то место, где гниение началось позже. Видимо, гениальный врач уже тогда предполагал наличие связи между болезнями (заразными), гниением и чистотой воздуха. Рази несомненно принадлежит к числу гениальнейших врачей всех времен. Ему удалось воспитать целое поколение лекарей. Он написал свыше 200 научных трудов. Первый опубликовал работу, посвященную оспе и кори. Кроме учебников по детским болезням, заболеваниям суставов и почек, Рази написал большую энциклопедию, посвященную медицине в целом. Будучи переведена на латинский язык под заглавием ,,Libe continentis", книга эта многие столетия служила весьма по­пулярным учебником медицины во многих европейских универститетах. Рази посвятил этот свой крупнейший труд калифу Аль Мансуру. В награду за это арабский вла­стелин щедро одарил Рази, причем так заинтересовался его трудами по алхимии, что выделил большую сумму денег на постройку печей и аппа­ратов, описанных в этой книге. Когда все было готово, калиф приказал Рази провести в его при­сутствии научные опыты, описанные в книге. Но опыты не удались. Разгневанный калиф назвал Рази обманщиком и ударил его кнутом по голове так неудачно, что ученый ослеп. Так гласит леген­да. Судя, однако, по тому, что ученики советовали Рази согласиться на операцию глаз, у него была катаракта, болезнь часто поражающая пожилых людей. Разочарованный жизнью и обескураженный неудачами, Рази не согласился на операцию. Год его смерти точно не установ­лен. В источниках упоминается 903, 923 и даже 925.
 
Авиценна
 
Абу Али Ибн-Сина, латинизированное имя Авиценна, выдающийся врач мусульманского мира, родился в 980 году в Афшане близ Бухары, в нынешнем Таджикистане. Отец Ибн-Сины служил в Бухаре высоким чиновником. Ибн-Сина с малолетства отличался необыкновенными способностями. В десятилетнем возрасте он свободно читал коран и знал произведения многих арабских классиков. До шестнадцатилетнего возраста учился правоведению и в особенности интересовался философией. Медициной занялся позднее, но в этой области человеческих знаний достиг выдающихся результатов. Когда Ибн-Сине исполнилось всего лишь семнадцать лет, его однажды позвали к больному вла­етелю, у которого была обширная библиотека. Молодой врач успешно вылечил богатого пациента, и тот так полюбил Ибн-Сину, что оставил при дворе, где он получил доступ к библиотеке. Воспользовавшись этим, Ибн-Сина занялся самообразованием в различных отраслях знаний. В восемнадцатилетнем возрасте Ибн-Сина уже пользовался славой хорошего врача, которого часто звали к одру больных правителей и различных государственных мужей. Ибн-Сина вел бурную жизнь. Его угнетала зависимость от правителей феодальных арабских государств, которые не всегда относились хорошо к выдающемуся врачу. Ибн-Сина часто подвергался преследованиям, в особенности со стороны мусульманского духовенства, ему часто приходилось бежать и искать пристанища у новых покровителей. Одно время Ибн-Сина даже находился в заключении. В конце концов, Ибн-Сина поселился в Исфахане и Хамадане при дворе правителя Хамадана, который назначил Ибн-Сину придворным врачом и даже визиром (министром). Здесь Ибн-Сина пользовался уважением и почетом, но среди мусульманского духовенства имел и многочисленных врагов, потому что его философские убеждения часто расходились с догмами ислама. Умер Ибн-Сина в 1037 году в возрасте 58 лет после долгой болезни. Некий арабский поэт после смерти Ибн-Сины саркастически писал, что „его (Ибн-Сины) философия не научила хорошим обычаям, а его медицина — умению тщательно беречь здоровье". Ибн-Сина оставил после себя богатое наследие из научных трудов по философии и медицине. Только две книги он написал на родном языке дари, на котором говорили предки современных таджиков, все остальные писал на арабском языке, который в те времена был на Востоке языком ученых. Важнейшее сочинение Ибн-Сины, получившее широкую известность также и в Европе, неоднократно переводившееся на большинство европейских языков, то есть „Медицинский канон", долгое время оставалось основным источником медицинских знаний.„Медицинский канон" являлся настоящей энциклопедией медицинских знаний арабского мира, в основе которых лежали науки Галена. „Канон" состоит из пяти томов, с огромным количеством разделов, в которых описывается не только анато­мия человека, но приводится и множество практических сведений. В книге описаны многие болезни как внутренние, так и кожные, глазные и детские заболевания. Подробно описываются их симптомы и способы лечения; в книге перечислены целебные средства и даны рецепты составления лекарственных препаратов, описаны методы хирургического лечения и даже приведены косметические советы. Труд отличается ясностью изложения и является не только сборником арабской медицинской мудрости, но содержит также критическую оценку автора и ряд практических советов и замечаний. Труд Ибн-Сины был в XII столетии переведен на латинский язык Герардом из Кремоны, известным под именем „отца переводчиков". Это перевод озаглавленный „Canon medicinea" выдержал свыше тридцати изданий и вплоть до конца XVII века оставался основным учебником медицины не только для студентов, но и врачей.

Далее
 
Copyright © 2024