Воскресенье, 19.05.2024, 20:55
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Кардиология-Алтай

Организация работы школы артериальной гипертонии


Рассматривая проблему ГБ мы сталкиваемся с пародоксом: при значительной распространенности этой патологии, осведомленность населения о ней очень мала. По данным статистики только 37,1% мужчин знают о наличии у них ГБ, около 21,6% из них лечатся, а эффективно лечатся только 5,7%. У женщин - знает о наличии у них заболевания около 59%, 45,7% из них лечатся, а эффективно лечатся только 17,5%.


Важно, что среди всех больных с АГ 75% имеют "мягкую" АГ, "коварство" повышенного АД заключается в том, что не обнаруживая себя клинически, оно приводит к развитию структурных изменений в различных органах и тканях, получивших название органов-мишеней (сердце, почки, сосуды, головной мозг).

В настоящее время АГ принято рассматривать как многофакторное заболевание, в развитии которого имеют значение как наследственная предрасположенность, так и факторы окружающей среды, вредные привычки. Как никакое другое заболевание - ГБ является болезнью образа жизни. Клинические исследования свидетельствуют о возможности улучшения жизненного прогноза и качества жизни больных при проведении адекватной антигипертензивной терапии, которая проводится дифференцированно в зависимости от состояния органов-мишеней, сопутствующей патологии и др. особенностей пациента.
Правильный подбор гипотензивного средства или их комбинации - большое искусство доктора. Однако, успех в лечении АГ возможен только в тесном союзе лечащего врача и пациента, для чего помимо глубоких знаний доктором фармакотерапии необходима позитивная мотивация и огромный труд со стороны самого больного по преодолению своего недуга.

Мировой медицинской практикой признано, что одним из прогрессивных методов в решении проблем, связанных с лечением основных неинфекционных заболеваний (БА, КБС, СН, АГ) - является организация системы обучения больных. Эффективность длительной профилактики ИБС и осложнений АГ, прежде всего, ОНМК, не может быть достигнута без мощной образовательной программы среди населения, в том числе больных АГ, ИБС, членов их семей, родственников.

Накоплен опыт и дала плоды принятая в США в 1972 году комплексная национальная программа по контролю за гипертонией, число людей с эффективно контролируемым АД возросло с 16% (1971-72 г.) до 55% (1988-91г), региональная программа по профилактике КБС в Финляндии, рассчитанная на изменение ФР среди населения, где за 5 лет удалось существенно изменить пищевые пристрастия населения, снизить АД у гипертоников, уровень холестерина в крови (по данным ВОЗ - существует достоверная связь между выраженностью модификаций факторов риска и снижением смертности (Д.М. Аронов, ГНИЦ профилактическая медицина МЗ РФ, "Сердце" том 1 №3)

В нашей стране также имеется положительный опыт проведения профилактических программ. Так, в бывшем СССР выполнялись "Всесоюзная кооперативная программа профилактики артериальной гипертонии" и "Кооперативное исследование по многофакторной профилактике ИБС". В результате их проведения в группах участников программы произошло снижение общей смертности на 17% и 21% соответственно, частоты мозгового инсульта на 50% и 38%, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 41%. Участие в образовательной программе формирует правильное представление о болезни, факторах риска ее возникновения и условий прогрессивного течения, что позволяет больному более четко выполнять комплекс рекомендаций в течение длительного времени, формирует активную жизненную позицию самих пациентов и их близких в дальнейшем процессе оздоровления (В.И. Бакшеев, Н.М. Коломоец " Гипертоническая болезнь. Как жить и выжить?", М - 2002 г). Доказано, что значимый эффект таких программ можно получить уже через 3-5 лет от их начала, а с увеличением длительности указанный эффект нарастает.
Задачами и принципами, которые легли в основу программы ШГ, организованной в ноябре 2000 года на базе поликлиники 4-ой горбольницы, являются следующие:

1.Сформировать доминанту личной ответственности пациента за течение его ГБ, т.е. модифицировать его образ жизни с целью исключения факторов риска;
2.Искоренить понятие курсового лечения ГБ и понятия "рабочего" давления;
3.Для достижения целевого давления использовать немедикаментозные методы лечения и медикаментозную базисную терапию, основанную на непрерывном длительном приеме препаратов в эффективных дозах по назначению врача;
4.Обучить практическим навыкам измерения АД, частоты пульса, ведения дневника самоконтроля;
5.Научить оказывать самопомощь при остром повышении АД.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 1 часу, группа состоит из 8-10 слушателей, направленных терапевтами или врачами др. специальностей, или обратившихся самостоятельно по объявлению.
В основе формирования группы - методика малых групп ( максимально до 12 человек), когда налаживается наилучший психологический контакт между слушателями и врачом-преподавателем, что создает коллектив единомышленников.
Скомплектовать группу," однородную по возрасту, уровню интеллекта, образованию, интересам", по рекомендации В.И. Бакшеева с соавтором, в условиях городской поликлиники не всегда реально. Подобный подход возможен при проведении программы ШГ в уже сложившихся коллективах , например, на промышленном предприятии среди диспансерных больных или клубах по интересам.
Занятия необходимо проводить в форме собеседования с элементами диспута, деловой игры, постоянным повторением пройденного; отрабатыванием практических навыков: измерение АД, определение частоты пульса, ИМТ, типа ожирения.
Обучающий цикл состоит из 8 занятий, на которых подробно, в доступном изложении рассматриваются понятия оптимального АД, факторов его регулирования, роль нарушения липидного обмена в развитии ГБ, наследственности и факторов риска. .Два занятия посвящены изучению основ здорового питания, подробному разбору редукционной диеты для лиц с избыточной массой тела, ознакомлением с диетой DASH ( Национального Института Здоровья США ); диетой, рекомендуемой Европейским обществом по изучению атеросклероза, а также варианты разгрузочных дней.
Необходимым является активное вовлечение слушателей в процесс обучения путем выполения домашнего задания, анализа дневника самоконтроля за неделю. Врачу-преподавателю нужно быть готовым ответить на вопросы обучающихся. Однако, не стоит превращать занятие в "вечер вопросов и ответов". В начале занятия ознакомить группу с темой, поставить цель занятия, для вопросов четко определить регламент. Очень важно участие в "Школе" не только больных, но и их супругов, детей и др. родственников; так как одинаковые стереотипы поведения всех членов семьи, образа жизни, питания могут приводить к развитию к развитию и у них АГ и ИБС. Поэтому ШГ может стать методом не только вторичной, но и первичной профилактики ССЗ. А поддержка семьи в изменении образа жизни, питания больного может усилить эффект лечения.

По завершении курса обучения каждый слушатель получает свидетельство об окончании, что является моральным поощерением, формирует положительную доминанту.
Эффективность работы школы во многом зависит от преподавателя, его индивидуального подхода к проведению занятий, оригинальных форм решения поставленных задач, практического опыта, авторитета у населения.

План-конспект обучающей программы "Школы гипертоника"

Занятие №1
Тема: Что такое нормальное АД. Механизм поддержания нормального и повышенного АД. ССЗ - болезни образа жизни. Основные представления о факторах риска АГ и её осложнения.
На первом занятии знакомство с группой целесообразно начать с проведения анкетирования по следующим вопросам:
1. Какие цифры являются нормальным АД?
2. Меняются ли цифры нормального АД с возрастом?
3. Умеете ли Вы самостоятельно измерять АД?
4. Умеете ли Вы самостоятельно определять частоту пульса?
5. Знаете ли Вы об осложнения ГБ? Если да - то назовите их.
6. Как долго нужно лечить ГБ?
7. Когда Вы принимаете лекарство от давления:
А) постоянно
Б) от случая к случаю (только при высоком АД)
В) курсами 1-2 недели
Г) курсами по 1 стандарту препарата.
Результаты анкетирования проанализировать (без участия слушателей). Слушателям на анализ представить эти анкеты на заключительном занятии.
На занятии в простой форме слушателям даются понятия основ анатомии, физиологии сердечно-сосудистой системы, определение АД с включением понятий систолического АД, диастолического АД, периферического сопротивления сосудов. Механизмы регуляции АД а организме. Цифровые параметры АД: оптимальное АД 120/80, нормальное АД в любом возрасте - менее 140/90.
Эффекты воздействия высокого АД на организм человека. ГБ - молчаливый убийца. Дать понятие об органах-мишенях (сердце, почки, головной мозг). Бессимптомное или малосимптомное течение ГБ - повод для особого беспокойства т.к. на её долю приходится наибольший процент осложнений и дебютом часто является инсульт и инфаркт. Итог патологического воздействия высокого АД на сосуды, органы-мишени: ОНМК, СН, ХПН.
Понятие качества жизни и целевого АД у больного ГБ.
ГБ - болезнь образа жизни. Где скрыты наши внутренние резервы в успешной борьбе с АГ? Как я могу помочь себе? Основные факторы риска развития ГБ.Факторы риска ГБ

-изменяемые усилиями пациента и врача:

Употребление избыточного количества поваренной соли Сахарный диабет II типа

Гиперхолестеринымия, гиперлипидемия Злоупотребление алкоголем
Курение Гиподинамия
Ожирение Неумение переживать стресс


 -факторы риска, которые изменить не возможно, но их нужно знать и учитывать:

Наследственность (высокое АД, высокий уровень холестерина, липидов крови у родственников)

Сахарный диабет у родителей

Пол (мужчины, женщины после менопаузы)
Возраст старше 60 лет



На занятии даются рекомендации по оптимизации образа жизни:
1. Снижение массы тела.
2. Ограничение употребления поваренной соли до 5 граммов в стуки.
3. Ограничение употребления алкоголя (мужчины не более 30 гр этанола, женщины не более 20 гр этанола в сутки).
4. Физическая активность - ходьба в темпе 30-45 минут не менее 3-4 раз в неделю.
5. Отказ от курения.
6. Снизить употребление насыщенных жиров и холестериносодержащих продуктов.
7. Увеличить в своем рационе продукты с высоким содержанием калия, магния, кальция (см. диета)
8. Научиться преодолевать стресс.

После первого занятия пациенты должны знать строение сердца, разницу между артериями и венами, что такое АД и как оно образуется, знать границы нормального и повышенного давления. Роль факторов риска.

Занятие №2
Тема: Практическое занятие. Измерение АД. Определение частоты пульса. Ведение дневника самоконтроля.

дата
параметры
динамика
примечания

АД

пульс

8-00                20-00





Необходимо показать слушателям, что наиболее точное измерение АД, соответствующее классификации ВОЗ, измеренное на плечевой артерии. Обучить слушателей самостоятельно измерять АД на обеих руках при помощи стетофонендоскопа и без него. Слушателям предлагается задание на дом: дневник самоконтроля.



образец дневника самоконтроля


Занятие № 3
Тема: Избыточная масса тела - фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний. Контроль веса. Определение типов ожирения. Тип фигуры. Определение индекса массы тела ( ИМТ )
Объяснить отрицательное влияние избыточного веса на сердце, гипертензию и общее здоровье. Подчеркнуть, что снижение веса всего лишь на 2-3 кг уже оказывает положительное влияние на АД.
Определить вес пациента, рост, ИМТ.


Занятие № 4
Тема: Рациональное питание при ГБ, ожирении. Рекомендуется дать слушателям письменные инструкции по диетическому питанию больных ГБ. Диета с пониженным содержанием поваренной соли. Объяснить влияние натрия на организм и взаимосвязь натрия хлорида и высокого АД. Сформировать у пациентов понятие о влиянии поваренной соли на задержку жидкости в организме и связь с повышением АД. Сформулировать диетический план в соответствии с индивидуальными особенностями. Ознакомить слушателей ШГ с принципами диеты Европейского общества атеросклероза, диеты DASH. Редукционная диета.
В конце занятия каждому слушателю школы выдаются памятки с практическими советами.
Задание на дом составить меню для больного гипертонической болезнью.
Будет интересным провести конкурс диетических блюд.


Занятие № 5
Тема: ЛФК при АГ. Целесообразно провести занятие в зале ЛФК с инструктором. Объяснить важность регулярных занятий физкультурой по индивидуальной программе, включая противопоказания. Убедить о полезности ежедневных пеших прогулок в темпе не менее 30-45 минут.


Занятие №6
Тема: Медикаментозное лечение АД. Понятие и принцип базисной гипотензивной терапии. Недопустимость курсового и прерывистого лечения АГ. Понятие целевого АД - ниже 140\90 мм рт ст
У больных с сопутствующим СД - ниже 130\85 мм рт ст
Объяснить, к каким последствиям приводит нелеченная АГ, рассказать об исходах неправильного лечения.
Представить основные группы гипотензивных средств и показания к их назначению, сделать акцент на индивидуальный подбор гипотензивной терапии.
Укрепить сведения о том, что больной АГ должен принимать лекарство всю оставшуюся жизнь. Помочь пациенту определиться со временем приема лекарств, дозами, приемом пищи, ритмом работы. Дать письменные инструкции по препаратам и особенностям его приема.
Пациент должен знать:
Какие лекарства принимать,
Как внешне выглядят принимаемые лекарства,
Где брать лекарства,
Что делать, если доза ошибочная.
Объяснить правила хранения гипотензивных препаратов дома. Занятие № 7

Тема: Самопомощь при остром повышении АД.
Цель занятия обучить пациента самостоятельно купировать неосложненный гипертонический криз. Каждого слушателя обеспечить памяткой действий при остром повышении АД. Укомплектовать аптечку неотложной помощи при ГБ.
Задание на дом: укомплектовать аптечку неотложной помощи дома, "обыграть" ситуацию гипертонического криза с членами семьи и оказания помощи и самопомощи.
Подробнее: действия при остром повышении АД


Занятие № 8

Тема: Учимся адекватно относиться к стрессу. Целесообразно для проведения занятия пригласить психотерапевта или психолога.
Заключительное занятие - анализ анкет, заполненных на первом занятии.
Вручение удостоверений об окончании "Школы гипертоника".


Слайды школы гипертоника (часть1)
Слайды школы гипертоника (часть2)
Слайды школы гипертоника (часть3)
Слайды школы гипертоника (часть4)
Слайды школы гипертоника (часть5)
Слайды школы гипертоника (часть6)
Слайды школы гипертоника (часть7)

Copyright © 2024