Воскресенье, 19.05.2024, 20:55
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Кардиология-Алтай
Виланова
 
В средневековой Европе отмечался упадок наук и, если бы не то, что труды величайших врачей древности, в частности Гиппократа и Галена сохранились в арабских переводах, то кто знает, как развивалась бы медицина в последующие эпохи. По христинскому учению, в средние века в Европе люди должны были заботиться о духе, забота же о теле почиталась грехом. Медицина переживала период упадка. Но и в средние века встречались выдающиеся врачи. Одним из них был Арнольд де Вилланова, испанец, родившийся около 1235 года и умерший в 1311 году. Вилланова был знаменитым врачом и алхимиком, которого обвиняли в связях с нечистой силой. Арнольд происходил из простой семьи. Воспитывался в одном из доминиканских монастырей, где кроме теологии изучал древнееврейский и арабский языки. Потом уже в Париже и Монпелье изучал естественные науки, медицину и алхимию. Медицинскую практику проходил у итальянских и арабских врачей. Вопреки господствовавшим в его время взглядам, придавал большое значение личной гигиене. Много путешествовал по Франции, Испании и Италии, был придворным лекарем князей и римских пап. Несколько лет преподавал медицину в университете в Монпелье. Был сторонником реформации и за это попал под суд инквизиции. Дело могло окончиться для Виллановы весьма печально, если бы не папа римский, которого он незадолго перед тем вылечил от болезни. Вмешательство папы римского помогло Вилланове выйти сухим из воды; ему пришлось только публично отказаться от своих взглядов и осудить некоторые труды. Друзья восхищались им. Но были и враги, которые уже после смерти Виллановы отдали его сочинения под суд инквизиции. Арнольд де Вилланова оставил после себя много трудов по медицине и алхимии. Писал на латинском языке. Самое крупное и важное его произведение „Требник с головы до ног" занимает ведущее место среди книг европейского средневековья, вышедших из-под пера европейских ученых. Правда, в своих книгах Вилланова неоднократно приводит высказывания Галена и Ибн-Сины, но часто критикует взгляды этих ученых, иногда противопоставляя им свои наблюдения. Он даже обвинил Ибн-Сину в том, что он ,,оглупляет значительную часть европейских врачей". Вилланова решительно выступал против излишних обобщений в медицине, требуя исследования частностей, что по его мнению совершенно необходимо в лечебной практике. Он высмеивает врачей, которые ,,являются мастерами в теории, а на деле не умеют прописать не только простой клизмы или другой процедуры, но даже не могут излечить от однодневной горячки". Вилланова возражал против применения сложных лекарств, утверждая, что „чем больше в рецепте снадобий, тем хуже действие сложного лекарства". Взгляды Арнольда Вилланова до известной степени предсказывали близкий упадок средневековых суеверий. Но он не мог отказаться от веры в магию, в мощь дьявола и демонов. В лечебной практике, наряду с лекарствами, применял амулеты, а золото считал универсальным лекарством. Вилланова много писал о ртути, поэтому современники считали, что он знает способ превращения ртути в золото. Наряду с этим, Вилланова был одним из первых врачей, применявших в медицине современные ему достижения алхимии-химии, в частности соли ртути и сернистые соединения. Нельзя не упомянуть о рекомендованной Арнольдом прививке лекарственных растений к веткам винограда, что, якобы, давало возможность получать целебные сорта 21 вин.
 
Фракасторо
 
О существовании грозных заразных болезней, которыми заболевали сразу тысячи людей, было известно испокон веков. Неизведанными и таинственными путями эти болезни передаются от одного человека к другому, ширятся по всей стране, распространяются даже через море. В священной еврейской книге, библии, упоминается о „египетских казнях"; в древних папирусах, написанных на берегах Нила за четыре тысячи лет до нашей эры, описываются болезни, в которых легко узнать оспу и проказу. Для борьбы с эпидемией в Афины вызвали Гиппократа. Однако в античном мире человеческие поселения находились на значительном расстоянии друг от друга, а города не были перенаселены. Поэтому эпидемии в те времена не влекли за собой значительных опустошений. Кроме того, большое влияние имела и гигиена, которая в основном соблюдалась. В средние века, в Европе, простые средства: вода и мыло были забыты; вдобавок в окруженных крепостными стенами городах, царила необыкновенная скученность. Поэтому нет ничего удивительного, что эпидемии в этих условиях ширились ужасающим образом. Итак, эпидемия чумы возникшая в 1347— 1350 годах, повлекла за собой в Европе 25 миллионов человеческих жертв, а в 1665 году в одном только Лондоне от чумы погибли сто тысяч человек. Считают, что в XVIII веке эпидемии оспы погубили в Европе не меньше 60 миллионов человек. Люди довольно рано заметили, что центрами эпидемии являлись в основном грязные и перенаселенные городские трущобы, где ютилась беднота. По­этому во время эпидемии власти следили за подметанием улиц, очисткой сточных канав. Из пределов города вывозили сор и отходы, уничтожали бездомных собак и котов. Однако никто не обращал внимания на крыс, которые — как установлено позже — являются переносчиками чумы. Джироламо Фракасторо, итальянский врач, астроном и поэт, родившийся в 1478 и умерший в 1533 году, впервые задумался над тем, как распространяются заразные болезни и как надо с ними бороться. Фракасторо окончил Падуанский университет и поселился в Падуе. Потом некоторое время жил в Вероне, в Венеции, а к старости переехал в Рим, где занял должность придворного врача римского папы. В 1546 году напечатал трехтомный труд "0 контагии, контагиозных болезнях и лечении", плод его многолетних наблюдений и исследований. В этом труде Фракасторо указывает, что болезни передаются или через прямое соприкосновение больным, или через его одежду, постель, посуду. Однако есть и такие болезни, которые переносятся на расстояние как бы по воздуху, и они хуже всего, так как в этом случае трудно уберечься от заражения. В качестве самого действенного средства против распространения заразы, Фракасторо выдвинул изоляцию больных и дезинфекцию, то есть по тогдашним понятиям тщательную уборку и очистку места, где находился больной. Еще и теперь можно признать эти требования справедливыми, хотя мы знаем, что одной очистки и уборки мало, необходима дезинфекция противоэпидемическими средствами, каких в распоряжении современников Фракасторо не было. По совету Фракасторо на дверях домов, где находились больные, стали красной краской писать крест, по его требованию во время эпидемии запирали лавки, учреждения, суды и даже парламенты, не впускали в церкви нищих и запрещали собрания. Дома, в которых болели люди, запирали на замок и даже сжигали вместе со всем, что было внутри. Случалось, что города, охваченные эпидемией, окружали войсками, отрезали к ним доступ, оставляя на произвол судьбы жителей, которым грозила голодная смерть. Любопытно, что Фракасторо является автором поэмы о „французской" болезни — сифилисе. Именно Фракасторо ввел в медицину это название болезни.
 
Парацельс
 
Парацельс принадлежит к числу величайших реформаторов эпохи Возрождения, который отверг все древние авторитеты и даже публично сжег знаменитый „Канон" Ибн-Сины, утверждая, что единственным источником знаний может быть только практический опыт. Парацельс родился в Швейцарии в 1493 году. Его полное имя, напечатанное в заголовках написанных им книг, было: Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм. Парацельс был сыном образованного врача и выдающегося алхимика, хорошо знакомого с про­изведениями древних мастеров. Отец преподал Парацельсу первые уроки еще тогда, когда будущий врач был в мальчишеском возрасте. В своих трудах Парацельс тепло вспоминает отца, который приохотил его к учению. О том, где учился Парацельс, известно мало. Степень доктора медицины он получил в Ферраре, в Италии. После этого он длительное время путешествовал по свету, переходя пешком от деревни к деревне. Он посетил Польшу и Россию, некоторое время жил в Константинополе и, говорят, будто бы несколько лет провел в татарском плену. Во время походов Парацельс охотно беседовал с цирюльниками, кузнецами, пастухами, цыганами и старыми знахарками, учась у них таинственному искусству врачевания. Благодаря этому он узнал много приемов народной медицины. После возвращения на родину Парацельс быстро заслужил себе большую известность. По преданию ему удалось вылечить восемнадцать князей, от лечения которых отступились все врачи. Хотя многие считали его гениальным врачом, но были и такие, которые утверждали, что Парацельс обманщик и шарлатан. Добившись большой известности, Парацельс поселился в Базеле. Вскоре ему удалось вылечить одного весьма влиятельного человека, и Парацельсу предложили занять должность городского врача и профессора медицины Базельского университета. Но новый профессор вместо того, чтобы, по примеру своих предшественников, учить студентов по Галену и Ибн-Сине, сразу же проявил себя непримиримым врагом древней медицины, отдавая предпочтение собственному опыту лечения больных. Больше того, свои лекции он читал не по-латыни, а на разговорном немецком языке, обучал студентов непосредственно у кровати больного. Вдо­бавок он выступил против аптекарей, составлявших сложные и дорогие лекарства, а сам применял простые, но хорошие и сильно действующие средства. Среди ученых и богатых жителей Базеля у Парацельса появились враги. Хуже всего было то, что он подал в суд на влиятельного каноника за неуплату гонорара за лечение и, не удовлетворившись решением суда, оскорбил судей, которые приказали его арестовать. Парацельсу пришлось бежать из Базеля. Терпя всяческие лишения, Парацельс снова начал пешие путешествия по лицу земли, и наконец, измученный непрерывной борьбой с официальной медициной, умер в Зальцбурге в 1541 году. Труды Парацельса были изданы не сразу. Первая его работа вышла только в 1562 году. В ней приведены основные принципы учения Парацельса о болезнях и их причинах; вторая работа — об общих принципах медицины — была издана три года спустя. Обе книги написаны на немецком языке. Крупнейшая заслуга Парацельса состоит в том, что он официально отрекся от древней медицины и вместо сложных и выдуманных средневековых рецептов на снадобья, стал давать больным простые лечебные средства. Он применял целебные травы, стараясь добыть из них действующее начало, которое назвал квинтэссенцией. Парацельс первый стал широко применять в лечении химические средства, в частности препараты железа, сурьмы, свинца и меди. Кроме того, он усиленно рекомендовал естественные средства лечения: свежий воздух, покой, диету и целебные минеральные воды.
 
Сервет
Мигель Сервет родился в Испании в 1511 году. Изучал юриспруденцию и географию, сначала в Сарагосе, потом во Франции, в Тулузе. Некоторое время после окончания университета Сервет служил секретарем у исповедника императора Карла V. Находясь при императорском дворе, долгое время жил в Германии, где познакомился с Мартином Лютером. Это знакомство вызвало у Сервета интерес к теологии. Хотя в этой области Сервет был 27 самоучкой, все же он достаточно глубоко изучил теологию, чтобы не всегда и не во всем соглашаться с учением отцов церкви. Сервет не скрывал своих взглядов, поэтому с самого начала жизненного поприща встретился с враждебным отношением со стороны многих представителей духовенства. И все же, в возрасте всего лишь двадцати лет, он отважился написать теологический труд, в котором начисто отрицал догмат святой троицы. Под влиянием уговоров своего друга, придворного врача Лотарингского принца, Сервет довольно поздно стал изучать медицину в Париже. Окончив медицинский факультет, он поселился в городке Шарлье в долине Луары, где занялся медицинской практикой. Но слава еретика, идущая вслед за ним по пятам, помешала ему вести спокойную жизнь провинциального врача. Местный священник, пользовавшийся поддержкой высших церковных властей, стал преследовать Сервета на каждом шагу. В результате Сервету пришлось бежать и некоторое время скрываться в Лионе. По какому-то странному и непонятному стечению обстоятельств, он стал домашним врачом венского архиепископа, во дворце которого провел двенадцать спокойных лет, работая над решением некоторых вопросов медицины и над делами веры. Рукописи своих трудов Сервет посылал Кальвину. Однажды он послал ему свои замечания о книге Кальвина, посвященной вопросам организации христианской религии, и получил в ответ письмо исполненное гнева и возмущения. Спустя несколько лет Сервет опубликовал сборник трудов под заглавием ,,Восстановление христианства", который вышел из печати в 1553 году. Тогда же, по дороге из Вены в Италию, он остановился в Женеве, чтобы посетить Кальвина. Наивный и простодушный Сервет воображал, что его переписка с Кальвином, на тему о вере, носит ха­рактер теоретического спора и, что гнев Кальвина, Разочарование было ужасно. Не успел Сервет расположиться в Женеве, как был по приказанию Кальвина схвачен и посажен в тюрьму. Сервета обвинили в отрицании божественности Христа, судили и по приговору церковного суда сожгли на костре 27 октября 1553 года, когда Сервету исполнилось всего лишь 42 года. В одном из теологических сочинений Сервета есть такие слова: „...Необходимо сначала установить как возникает жизненный дух. Он берет начало в левом желудочке сердца. Своему возникновению он обязан в значительной степени работе легких, потому что воздух, входящий в них, смешивается с кровью, которая из правого желудочка поступает в левый. Однако кровь отнюдь не проникает — как это думают — через перегородку, но из правого желудочка идет по необыкновенно долгому и сложному пути в легкие. Здесь она смешивается с вдыхаемым воздухом, и от нее отделяется сажа, удаляемая из организма при выдохе. После того, как в ходе дыхания кровь опять хорошо смешается с воздухом, она поступает в левый желудочек сердца..." Как Сервет дошел до такого несомненно правильного вывода, установить трудно. Но он дал прекрасное описание малого круга кровообращения, опровергнув, таким образом, теорию Галена о переходе крови из левой половины сердца в правую, через небольшие отверстия в перегородке предсердий. Опубликованное в теологическом трактате, вдобавок запрещенном инквизицией, открытие Сервета осталось неизвестно врачам. Через несколько лет после смерти Сервета малый круг кровообращения был вторично открыт Реальдом Коломбо, заменившим Везалия на кафедре 29 анатомии в Падуе. В 1543 году, то есть спустя два года после смерти Парацельса, типография Иоганна Опоринуса в Базеле выпустила в свет книгу, озаглавленную „О строении человеческого тела", автор которой утверждал, что анатомия Галена ошибочна и написана скорее на основании наблюдений животных, чем человека. Автором этого труда, смело поставившим под вопрос правильность утверждений древних ученых, был Андрей (Андреас) Везалий. Андрей Везалий родился в 1514 году в Брюсселе. Его отец был придворным аптекарем, а дед — врачом. Поэтому Везалий с малолетства встречался дома с проблемами медицины. Учился медицине сначала в Париже, потом вернулся в Бельгию и поступил в Лувенский университет. И в Париже, и в Лувене анатомию изучали по Галену, причем секции производились весьма редко. В Лувене Везалию удалось однажды добыть труп повешенного, из которого Везалий препарировал полный скелет человека. Это был первый анатомический препарат в Европе. После получения в 1537 году докторской степени Везалий стал преподавать анатомию и хирургию в Падуанском университете. Во время чтения лекций Везалий демонстрировал анатомические таблицы, которые в следующем году были напечатаны. В своих лекциях Везалий придерживался учения Галена, но на основании собственных наблюдений все чаще приходил к выводу, что многие сведения Галена ошибочны. Совершенно понятно, что исследования Везалия зависели от возможностей проведения секций. Правда, ему удавалось время от времени получать трупы казненных преступников, но их было слишком мало, для осуществления обширных научных работ, задуманных Везалием. Поэтому ему пришлось, вместе со своими учениками, тайно выкрадывать тела умерших, похороненных на кладбище в Падуе. Это угрожало ученому не только скандалом, но и побоями кладбищенских сторожей. Все же ученый добывал все больше данных о строении человеческого тела и, наконец, после пяти лет упорного труда ему удалось закончить свою большую книгу по анатомии. Книга была обильно иллюстрирована гравюрами работы художник: Стефана Калькара, друга Везалия. Везалий исправил свыше двухсот ошибок Галена, в особенности в строении внутренних органов. Везалий интересовался, впрочем, не только их строением, но и функциями, причем больше всего внимания посвятил работе сердца и мозга. Везалий справедливо считается создателем современной анатомии и основателем школы анатомов, из которой вышли такие корифеи науки, как Б. Евстахио, Г. Фаллопий, Аранзий, Л. Боталло, Боэн и многие другие. Везалий пользовался успехом также в качестве врача-практика. Был назначен придворным врачом императора Карла V. Долголетние войны вынудили Везалия скитаться по всей Европе. Когда ему удалось на несколько лет обосноваться в Аугсбурге, он подготовил второе издание своей анатомии; это издание, появившееся в 1555 году, в течение двух столетий было единственным учебным пособием для студентов медицины во всей Европе. После отречения Карла V от престола его место занял Филипп II, который вторично назначил Везалия придворным врачом. Это обстоятельство, однако, не помешало через несколько лет выдать Везалия в руки инквизиции за еретические убеждения, например за утверждение, что у мужчи­ны есть 12 ребер, хотя всем хорошо известно, что одно ребро Адама бог использовал для создания Евы. Благодаря ходатайству императора, Везалий не 31 был приговорен к сожжению на костре, а отделался только приговором, по которому должен был совершить покаянное путешествие в „святую землю". В 1564 году, возвращаясь из Иерусалима, Везалий при таинственных обстоятельствах умер на судне и похоронен на греческом острове Занте.
 
Паре
В средние века хирургия, как впрочем, и вся медицина, находилась в основном в руках монахов. Созванный в 1215 году четвертый Латеранский собор запретил духовенству заниматься хирургией, на том основании, что, дескать, христианской церкви противно пролитие крови. Поэтому хирургия была выделена из медицины и перешла в руки цирюльников. Даже спустя триста лет после этого собора, когда в Англии существовала уже корпорация врачей, и на занятия медицинской практикой необходимо было иметь разрешение королевской коллегии, цех хирургов получил „привилегию" объединения с цехом брадобреев. Произошло это по ходатайству придворного хирурга Томаса Викера, жившего на рубеже XV и XVI веков. И несмотря на то, что Томас Викер состоял много лет главным хирургом крупной лондонской больницы и был автором первого английского учебника „Анатомия человеческого тела", он всю жизнь был членом цеха цирюльников и хирургов. К счастью, лишение хирургов ученых степеней не прекратило развития этой отрасли медицины. В то время когда Викер работал в Англии, во Франции жил Амбруаз Паре, считающийся по справедливости отцом современной хирургии. Паре родился в 1516 году (по некоторым источникам в 1509, 1510 или 1517), в семье мелкого ремесленника, и с малолетства поступил учеником к цирюльнику в городе Анже на северозападе Франции. Когда Паре исполнилось семнадцать лет, он пришел в Париж и поступил на практику в больницу Отель-Дье. В девятнадцатилетнем возрасте получил права мастера и стал военным цирюльником. Принимал участие во многих военных походах и приобрел огромную практику в операциях раненых. Со времени повсеместного распространения огнестрельного оружия, то есть с рубежа XIV и XV столетий, лучшим средством для лечения огнестрельных ран считалось кипящее масло. Пулевые ранения в те времена плохо поддавались лечению, во многих случаях раны эти становились источником гангренозного заражения крови, причину которого видели в отравлении. По мнению тогдашних врачей огнестрельные раны были хуже обыкновенных, так как считалось, что в рану вместе с пулей проникает ядовитая пороховая сажа. Лучшим средством против этого яда считалось кипящее масло, которое цирюльники старались как можно глубже влить в рану. Поэтому у палатки военного хирурга всегда горел костер, на котором висел котелок с кипящим маслом. Вполне понятно, что эту же систему лечения огнестрельных ран на первых порах применял и Паре. В 1537 году, в Италии, Паре делал перевязки раненым французам после одной из битв. Раненых было так много, что на всех не хватило горячего масла, поэтому Паре пришлось части пациентов сделать простую перевязку, как это делалось при обыкновенных, непулевых ранениях. Паре не спал всю ночь, опасаясь за жизнь раненых, которым не мог сделать перевязку по всем правилам тогдашнего врачебного искусства. Каково же было его изумление, когда утром он убедился, что раны не залитые кипящим маслом, выглядели лучше, чем залитые: они не так сильно покраснели 33 и опухли, боли у раненых были меньше, и они спокойно провели ночь. В последующие дни Паре убедился, что раны солдат, для которых не хватило „бальзама" из горячего масла, заживали скорее, чем перевязанные по всем правилам хирургического искусства тех времен. По всей вероятности и другие цирюльники во время военных действий встречались с недостатком кипящего масла, но, видимо, ни один из них не обладал наблюдательностью, свойственной Паре. Используя опыт двухлетних наблюдений, Амбруаз Паре издал книгу об огнестрельных ранах, в которой описал способ их лечения. Он отверг теорию о ядовитом действии продуктов сжигания пороха, но указал, что опасность огнестрельных ран состоит в их глубоком проникании в ткани человеческого тела и сильном их повреждении. Он категорически восстал против применения масел при лечении ран. Книга Паре, изданная вдобавок не на латинском, а на французском языке, вызвала крайнее возмущение. Несмотря на это, костры у палаток военных хирургов стали встречаться реже и через несколько лет исчезли совсем. Это не единственное научное достижение Паре. Он был сообразительным и способным хирургом, умевшим делать выводы из наблюдений. Паре написал много научных трудов, притом не только по хирургии, но также по анатомии, физиологии и даже по внутренним болезням, хотя и не был врачом. Все сочинения Паре писал на французском языке, но его труды были переведены на латинский и несколько других европейских языков, и быстро заслужили автору широкую известность. Все же, крупнейшее достижение Паре — это применение перевязки кровеносных сосудов во время операции. Хирурги его времени умели хорошо приостанавливать небольшие кровотечения; они прижимали рану губкой или сухим куском полотна, иногда пропитанного каким-нибудь целебным средством. Но при сильном кровотечении, особенно во время ампутации конечностей, способ этот не давал результатов. Заметив, что кровь свертывается при высокой температуре, хирурги стали применять для операций раскаленные докрасна ножи, а позже ввели даже специальный инструмент для прижигания ран. У богатых людей такие инструменты делали из серебра или золота, но это помогало не всегда, и многие операции кончались смертью па­циента от потери крови. Какой-то неизвестный хи­рург внедрил в практику систему погружения культи непосредственно после ампутации в кипящую смолу. Эта варварская процедура сразу же прекращала кровотечение, но не всякий человек мог ее вынести. Поэтому вскоре этот способ был оставлен, а вместо него стали перевязывать оперируемую конечность несколько выше будущего места операции. Это, правда, прекращало кровотечение во время операции, но стоило только снять жгут, как кровотечение возобновлялось и пациенты погибали; в случае удачи и приостановки кровотечения, послеоперационная рана заживала с трудом, потому что происходило омертвение зажатого участка конечности. Паре применил найденный им новый способ. Он надрезал кожу несколько выше места операции, обнажал крупные кровеносные сосуды и перевязывал ниткой. Во время операции кровоточили только мелкие сосуды, которые Паре подвязывал во время самой операции. Знаменитая нить Амбруаза Паре сделала полный переворот в операционной технике, избавила пациентов от кровотечений и применяется в наши дни. В 1552 году Амбруаз Паре был принят на королевскую службу при дворе Генриха II, и с тех пор верно служил всем королям из династии Валуа. Умер в 1590 году. Пользовался благосклонностью королей. Поэтому 24 августа 1572 года на квартиру великого цирюльника прибежал королевский гонец, который потребовал, чтобы Паре немедленно явился к королю. Карл IX лично запер своего хирурга в гардеробной комнате на ключ и приказал ему сидеть тихо. Паре провел в гардеробной всю ночь, теряясь в догадках, за что ему назначено такое наказание. Он слышал колокольный звон, пронзительные крики и звуки выстрелов, раздававшиеся не только в городе, но даже в королевских покоях. В этот день началась резня гугенотов, известная в истории как Варфоломеевская ночь. Паре был гугенотом, но Карл IX сделал для него исключение и спас ему жизнь.
 
Ли-Чжень
 
В большом актовом зале Московского университета им. Ломоносова, среди портретов кори­феев науки находится изображение великого китайского врача Ли Ши-чжэня, известного также под именем Пин-Хо. Ли Ши-чжэнь родился в 1518 году в семье врача. Первоначально пытался получить философское образование, но, потерпев неудачу, в тридцатилетнем возрасте решил пойти по стопам отца и занялся изучением медицины. Ли в особенности интересовался практической стороной медицины; он внимательно изучил восемьсот книг с описанием действия различных лекарств. Вскоре Ли получил известность и стал пользоваться уважением как прекрасный врач. Слух о нем дошел до богдыхана, который предложил ему должность руководителя крупной больницы в Пекине. Но Ли Ши-чжэнь долго в больнице не работал. Он решил стать бродячим лекарем и, путешествуя пешком по огромной территории своей отчизны, стал тщательно собирать сведения о народной медицине и средствах лечения. В этой области он достиг великолепных результатов, что навсегда вписало его имя в историю медицины. Ли-Ши-чжэнь написал десять научных трудов, из которых сохранились только три. Крупнейший и достойный внимания труд Ли Ши-чжэня — это книга „Бэнь цао ган му" или „Основные положения фармакологии". Это почти двенадцать тысяч рецептов, собранных на страницах 52 томов. Книга представляет собой колоссальный вклад в китайскую и мировую науку. Она частично переведена на многие языки, в том числе на англий­ский, французский, немецкий и русский. В основе китайской медицины всегда лежали целебные травы, поэтому нет ничего удивительного, что автор ,,Бэнь цао ган му" посвятил лекарствам растительного происхождения 26 томов, в которых описал 1892 вида растений. Целебное действие многих из них, как вытекает из векового опыта, не подлежит сомнению. Такие растения, как: ревень, ландыш, лакричник, валериана, наперстянка, вывар из маковых головок (опий), в европейской медицине применяются до сих пор. Тринадцать томов книг посвящены лекарствам животного происхождения. Ли Ши-чжэнь дал в них описание около 400 видов животных: насекомых, пресмыкающихся, земноводных, рыб, птиц и млекопитающих. Есть у него даже „драконы". По-видимому, драконами Ли Ши-чжэнь называл, окруженных легендами ископаемых животных. В китайской медицине лекарства животного происхождения распространены значительно больше, чем в европейской. В Европе, например, редко применяют порошок из рогов оленя, который прибавляет человеку сил, оживляет кровь, укрепляет мускулы и кости. В Советском Союзе на этой базе выпущено лекарство под названием „пантокрин". Семь томов книги „Бэнь цао ган му" посвящены описанию неорганических лекарств. В основном это минеральные соли, применяемые также современными европейскими врачами. Ли Ши-чжэнь приводит и ряд других средств, например, жемчуг в порошке, хорошо якобы действующий при ослаблениях и отравлениях, или золото, которое в Китае, как и в Европе, в средние века считалось непременным составляющим всякого рода „эликсиров жизни". Ли Ши-чжэнь придавал большое значение целебному действию воды. Он рекомендует, например, минеральные ванны из сернистых, йодистых и углекислых вод, с успехом применяемых врачами и сегодня. Превосходным лекарством Ли Ши-чжэнь считал росу. По его мнению прием росы внутрь хорошо действует при болезнях легких, в частности, при туберкулезе, а „лунная вода", то есть роса, собранная в лунную ночь с поверхности зеркала, является прекрасным средством от глазных болезней. Ли Ши-чжэнь умер в 1592 году.

Далее
Copyright © 2024